Дата: 07.06.2011
Но не доводилось ли вам задаваться наивными вопросами примерно такого рода: от эпохи египетского Древнего Царства (от 4 до 5 тысяч лет тому назад) осталось немало грандиозных пирамид, причем некоторые сохранились даже лучше, так почему же поистине чудесной и великой принято считать только одну из них? И как такое вообще происходит, когда наиболее выдающиеся памятники культуры создаются на заре цивилизации, но при этом «модель» общества словно застывает во времени — просуществовав 3 тысячи лет без радикальных перемен и соразмерных достижений в других областях культуры?
Ответить на подобные вопросы не так-то просто уже по той причине, что ничего, сравнимого по длительности и неизменности с древнеегипетской цивилизацией, в известной истории человечества не отмечается.
Но при этом можно отметить занятный факт науки египтологии. По сию пору не прекращающиеся инициативы исследователей, пытающихся отыскать ответы на уникальные загадки Великой пирамиды, одновременно предоставляют и наглядный пример того, каким образом в истории что-то все время может происходить, однако в целом ничего совершенно не меняется.
Чтобы конкретнее пояснить эту несколько замысловатую, быть может, идею, удобно рассмотреть совсем свежее «пирамидное» открытие египтологов, освещавшееся средствами массовой информации в последних числах мая.
Из пресс-релиза одного из участников исследования (британского Университета Лидса) и из соответствующей публикации в официальном египтологическом издании ASAE (Annales du Service Des Antiquities de l'Egypte, vol 84), стало известно, что международная группа ученых и инженеров, объединившихся в так называемый «Проект Djedi» для углубленного изучения «вентиляционных шахт» в пирамиде Хуфу, получила новые, прежде недоступные науке данные и снимки об устройстве и деталях этой конструкции.
Очень узкие наклонные тоннели, условно именуемые «вентиляционными шахтами», представляют собой одну из самых главных загадок Великой пирамиды. Во-первых, ничего подобного нет ни в одной другой гробнице египетских фараонов. Во-вторых, хотя обе шахты из Камеры царя действительно выходят на поверхность пирамиды, никто еще не смог убедительно обосновать, зачем в запечатанной гробнице могла понадобиться вентиляция. Не говоря уже о том, что встраивание наклонных шахт чисто технически чрезвычайно усложняло общую конструкцию сооружения.
Ну а в-третьих — самое непонятное — две шахты другого зала, Камеры царицы, не только не выходят на поверхность, но и не должны были, по замыслу создателей пирамиды, доходить непосредственно до стен камеры — нынешние каналы-отверстия глубиной около 12 см пробили к ним долотом и кувалдой пытливые английские исследователи в XIX веке. Зачем тоннели нужны и куда ведут, так и остается загадкой по сие время. Что там находится на другом конце шахт Камеры царицы, узнать чрезвычайно сложно, поскольку в сечении размер тоннелей составляет всего сантиметров 20, а тянутся они на многие десятки метров.
Первый ответ удалось получить лишь в начале 1990-х годов. Тогда специально сооруженный под эту задачу робот Upuaut-2 сумел проползти по южной шахте 63 метра, но лишь для того, чтобы обнаружить в конце тоннеля полностью перегораживающую его каменную дверцу с двумя металлическими шпильками-ручками.
Узнать хотя бы что-нибудь о находящемся за плитой дверцы удалось только к 2002 году, когда другой робот, Pyramid Rover, своим буром просверлил в камне отверстие, куда удалось просунуть видеокамеру.
К великому разочарованию исследователей, видеотрансляция сумела показать лишь то, что за каменной дверцей нет ничего, кроме другого камня — на расстоянии сантиметров двадцати от первого... Попутно тогда же было установлено, что вторая шахта из Камеры царицы поднимается в северном направлении на точно такую же высоту, аналогично упираясь в такую же каменную заслонку с двумя металлическими шпильками.
И вот только теперь, еще девять лет спустя, удалось-таки получить более содержательную информацию о том, что же еще можно увидеть в крошечной камере на конце южной шахты, помимо потрескавшейся каменной плиты напротив люка. Нынешняя команда исследователей, запускающая в шахты пирамиды собственной разработки специализированного робота под названием Djedi, оснастила его наиболее внушительным арсеналом всевозможных инструментов.
Самое важное, наверное, из всех этих устройств носит имя «камера-змея» (snake camera) и функционально напоминает медицинский прибор эндоскоп, т.е. видеокамеру на тонком и гибком шланге, позволяющем проникать в узкие отверстия и направлять объектив в любом нужном направлении. Другой помощник на борту «Джедая» — крошечный робот-разведчик Beetle (жук), способный пробираться в щели и отверстия, неудобные для эндоскопа. Плюс миниатюрный ультразвуковой прибор для измерения толщины и определения состояния каменных блоков, препятствующих дальнейшему продвижению, мощный бур для сверления отверстий в случае необходимости, а также высокоточные компас и инклинометр (уклономер) для максимально аккуратной ориентации робота в теле пирамиды.
Весь этот легчайший, надежный и высокопрочный арсенал совсем не случайно напоминает снаряжение какого-нибудь космического робота-разведчика на далекой планете. Причина здесь в том, что ядро разработчиков «Джедая» составляют инженеры, работающие, среди прочего, по заказам ESA, Европейского космического агентства. В частности, именно они создавали важнейшие узлы для посадочного модуля «Бигль-2» в составе известной исследовательской программы Mars Express 2003 года (к сожалению, из-за отказа оборудования по невыясненным причинам после посадки на поверхность «Бигль-2» не вышел на связь с Землей. — прим. редакции).
Условия работы для робота Djedi, конечно же, не столь экстремальны, как марсианские, однако и здесь от конструкторов требовалось обеспечить максимальную надежность техники. Потому что застрянь и сломайся аппарат где-нибудь в конце столь узкой и длинной шахты — подобраться к нему для ремонта никак не удастся. К счастью, пока все сработало как надо.
Какие же новые данные удалось добыть с помощью гибкой видеокамеры-змеи, просунутой «Джедаем» в то отверстие, что было просверлено в плите южного люка роботом-предшественником? Как свидетельствуют опубликованные в Интернете фотоснимки, на полу полости за дверцей можно увидеть несколько линий и нечто типа пары значков-иероглифов, нанесенных красной краской − охрой. Назначение и смысл этих отметок пока что абсолютно не ясны, но в качестве наиболее вероятной гипотезы выдвинуто предположение, что эти следы были оставлены строителями в процессе сооружения пирамиды.
Поскольку видеокамера «змеи» может заглядывать не только за угол, но и разворачиваться хоть в противоположном направлении, впервые удалось посмотреть на обратную сторону каменной дверцы, уточнив форму и назначение металлических шпилек. Выяснилось, что с этой стороны шпильки заканчиваются небольшими и аккуратно сделанными петлями. Назначение данных петель пока остается совершенно неясным. Но попутно отмечено, что петли имеют декоративный вид, а поверхность люка хорошо отшлифована. Иначе говоря, он совершенно не похож на грубую «затычку», которой могли бы блокировать попадание мусора в шахту.
С ненаблюдавшейся прежде стороны эта плита люка явно выглядит так, словно кто-то ею должен был пользоваться. Но вот как именно это могли делать в древности, остается по-прежнему непонятным, поскольку снимков других стен и потолка небольшой полости за дверцей исследователи почему-то не опубликовали. Хотя напрямую это не заявлено, но сделаны намеки, что противоположный от люка камень стены считается следующей дверью, за которую робот попытается проникнуть в другой раз. Если это, конечно, окажется плоская плита, а не массивный каменный блок, вместо ответа сулящий одни только новые проблемы...
В общем, по текущим итогам исследования можно констатировать, что новые результаты хотя и интересны, безусловно, сами по себе, однако в контексте «загадок пирамиды» не смогли объяснить абсолютно ничего. Породив лишь очередное множество новых вопросов.
Причем один из самых неудобных вопросов относится даже не к Великой пирамиде как таковой, а к тому, каким образом устроено ее исследование. Главная пикантность нынешних результатов заключается в том, что на самом деле получены они были уже давным-давно. Однако их зачем-то искусственно удерживали в настолько строгой секретности, что теперь уже толком и неясно, когда именно команде Djedi все эти опубликованные ныне снимки реально удалось сделать.
Если как следует покопаться в Интернете, то можно установить, что хронологически последние работы проекта Djedi в пирамиде происходили точно в августе 2010-го и, возможно, в октябре того же года. В свежей публикации швейцарского журнала Mysteries за май/июнь 2011, дающего эксклюзивное интервью д-ра Захи Хавасса (главного в Египте археолога и министра по делам древностей), доверительно сообщается, что наиболее результативная тайная миссия «Джедая» в шахту происходила в мае 2010 года.
В блогах и форумах Интернета, посвященных загадкам египтологии и всяким прочим тайнам-аномалиям, обсуждать миссию Djedi начали еще в 2009 году, поскольку появились известия, что к первым пускам нового робота в шахты приступили летом того года. Данный факт, надо отметить, вполне надежно подтверждается и в персональном блоге Захи Хавасса, который в июне 2010 года написал: «Недавно я был с визитом в Великой пирамиде Хуфу и наблюдал за работой команды Djedi. [...] Эта же команда проводила предыдущие исследования вентиляционных шахт в июле и декабре 2009 года...».
При этом, надо напомнить, абсолютно никакой информации ни в прессе, ни в научном сообществе о последних открытиях в пирамиде не появлялось вплоть до нынешней публикации ASAE. Понятно, что примерно к концу 2010 года заинтересованное интернет-сообщество уже буквально бурлило от негодования и неизвестно чем вызванной глухой секретности вокруг столь интересной для многих темы. Самые настырные даже начали напрямую бомбить email-запросами непосредственных участников проекта, благо имена их были хорошо известны из начальных пресс-релизов и анонсов от августа 2010-го.
Наиболее содержательно, похоже, на эти запросы ответил Шон Уайтхед (Shaun Whitehead), инженер из британской исследовательской фирмы Scoutek, обеспечившей проекту «камеру-змею» и микроробота «жука». В январе 2011 года он в личном письме дал такое объяснение происходящему: «Проект Djedi продвигается отлично. А секретность, его окружающая, просто сводится к факту, что египтологические инстанции, дающие разрешение на исследования, жестко требуют, чтобы работа была опубликована только через официальные научные каналы (исследовательские журналы). Другие египтологические проекты опубликовали свои находки через обычные СМИ вроде газет или WWW, за что были лишены привилегии вернуться для дополнительных исследований. Мы определенно этого не хотим. Мы должны ждать, пока наши результаты — как и у всех исследователей в египтологии — не появятся в виде официальной публикации. Чтобы вы были в курсе, ребята, это совершенно стандартная процедура при исследованиях древностей...».
Вполне возможно, что кого-то подобное разъяснение смогло удовлетворить — коль скоро оно отражает формально принятые в науке процедуры для оповещения сообщества о полученных результатах. Однако тем, кто не особо знаком с реальным положением дел в современной египтологии, можно напомнить, что предыдущий исследовательский проект по проникновению в тайны шахт Великой пирамиды — в 2002 году — был обставлен как живое «археологическое шоу» в прямом эфире ТВ-канала National Geographic. Непосредственно на глазах телезрителей робот Pyramid Rover просверлил в каменной плите люка двухсантиметрового диаметра дыру (причем от вибраций при этом отвалилась половина древней шпильки-ручки), а потом вставил в отверстие телекамеру — дабы все увидели, что ничего за дверцей нет. Шоуменом же, который в живом эфире комментировал все это научное действо, был главный хранитель египетских древностей, доктор Захи Хавасс.
Кроме того, для полноты картины надо напомнить о судьбе германского инженера Рудольфа Гантенбринка (Rudolf Gantenbrink), создавшего робота Upuaut-2, с его помощью в 1993 году обследовавшего шахты пирамиды и первым обнаружившего там закрытую дверцу (см. его сайт www.cheops.org). Гантенбринк был инженером-роботехником, нанятым для расчистки шахт. Он действительно опубликовал свою находку не по египтологическим научным каналам, а через обычную прессу. И при этом (основная, вероятно, его ошибка) не повторял при каждом своем выступлении, что главой этих исследований и подлинным первооткрывателем был уважаемый доктор Захи Хавасс (в ту пору директор пирамидного комплекса Гизы). Именно тут заключалась истинная причина или же нет, никто наверняка сегодня не скажет, однако Гантенбринка моментально и навсегда отстранили от дальнейших исследований в пирамидах, несмотря на все его настойчивые попытки, технические предложения и финансовую поддержку спонсоров.
Ну и дабы историческая роль Захи Хавасса буквально во всех археологических исследованиях, происходящих ныне в Египте, стала совсем уж ясна, можно процитировать такую запись из его блога: «Я отобрал команду Djedi в ходе конкурса, который я скоординировал, чтобы это был самый лучший из возможных роботов для исследования шахт в Великой пирамиде. Я остановил свой выбор на команде, спонсорами которой стали университет Лидса и фирма Dassault Systemes из Франции. С помощью команды Djedi мы надеемся открыть назначение этих вентиляционных шахт...».
Поскольку всесильный доктор Хавасс (позиции которого не смогла поколебать даже недавняя революция в Египте) аналогично плотным образом курирует и все прочие раскопки на египетской территории, а публика уже заметно нервничает из-за полного отсутствия информации, был изобретен чрезвычайно остроумный способ «лечения» проблемы.
Если присмотреться к упоминавшейся записи в блоге Хавасса, где рассказывается о проекте Djedi, то можно заметить, что там отсутствует пометка о дате заметки — для дневника-журнала это крайне необычно. По неслучайному, быть может, совпадению, аналогично отсутствует и дата у пресс-релиза Университета Лестера, где речь идет о том же проекте Djedi.
Иначе говоря, процесс стал существовать как бы вне времени — он просто длится без существенных событий — словно вся история Древнего Египта. Поэтому когда ныне участники команды Djedi говорят о намерении продолжить исследования в сентябре 2011 года, завершить проект в обеих шахтах к концу 2011-го и опубликовать итоговые результаты в начале 2012-го, то реально означать это может что угодно. Например, новых результатов можно ждать и к 2020 году (принимая во внимание наметившийся 9-летний цикл 1993-2002-2011).
Вот только разгадок для тайн пирамиды Хуфу эти результаты, скорее всего, предоставить все равно не смогут.
(Согласно перекрестным данным из разных антинаучных источников — вроде пророчеств знаменитого шамана Эдгара Кейси — это сооружение не похоже на все прочие гробницы фараонов по той простой причине, что это и не гробница вовсе, а храм. Однако данная тема уводит сильно в сторону от проблем современной египтологии и потому здесь никак не обсуждается.)
P.S. Для общего развития читателей осталось уточнить, по какой причине исследовательский проект носит название Djedi. Как сообщает на данный счет доктор Хавасс, это имя, ясное дело, придумал лично он — в память о древнеегипетском маге Джеди, с которым, согласно вольной интерпретации египтолога, «фараон Хуфу консультировался по поводу планирования конструкции своей пирамиды».
Если излагать поточнее, то легенда из «папируса Весткар» (написанного примерно спустя тысячелетие после Хуфу) рассказывает о том, как фараон пытался выведать у колдуна Джеди информацию о «тайных комнатах в святилище Тота», дабы повторить конструкцию в своей гробнице. Маг, правда, ничего содержательного на этот счет царю поведать не смог или не пожелал... Ныне же имеется гипотеза, что «святилище Тота», сильно удивлявшее Хуфу и его современников своими тайнами, — это и есть Великая пирамида. Но где же тогда гробница Хуфу?
Комментариев нет:
Отправить комментарий