Храм Киемидзу-дэра в Японии

Киото – древний город и старая столица Японии. Город богат как историей, так и достопримечательностями. Одной из самых старинных и посещаемых является Храм Киемидзу-дэра. Полное название этого культового комплекса - Otowa-san Kiyomizu-dera, что переводится на русский как «Храм чистой воды на горе Отова». Действительно, на территории храмового комплекса присутствует небольшой водопад с водой, славящийся своей чистотой и священностью. Впрочем, интереса заслуживают все постройки комплекса, даже конюшня – коновязь, расположенная у входа в него.
Культовые постройки комплекса относятся к буддистской школе Хоссо - небольшой секте основанной в 657 году китайским монахом Досё.
Историки определили дату возникновение храма - 798 год. 
История храма
Как и большинство преданий глубокой старины, появление на свет Божий храма описано в красивой легенде.
Монах по имени Энтин родом из города Нара бродил по склонам горы Отова в поисках привидевшегося ему источника чистой воды. После долгих скитаний монах обнаружил тот самый источник, а рядом – сидящего на бревне буддийского отшельника — горного мудреца по имени Гёэй. Гёэй поведал, что последние двести лет он провел, не сходя с этого бревна в молитвах богине милосердия Каннон. За столь долгое время у мудреца, разумеется, возникла стойкая потребность отойти и отправиться в паломничество, и он попросил простодушного Энтина подменить его в молитвах на время. Уходя, отшельник намекнул, что молитвенное бревно является великолепным материалом для статуи Каннон. Старец сказал сие и отправился своей дорогой. Больше его монах не видел.
Через довольно продолжительное время Энтин тоже почувствовал потребность отойти, если не в паломничество, то хотя бы обнаружить следы пребывания запропастившегося старца. И обнаружил. На вершине горы взгляду его открылась пара стоптанных башмаков. Тут-то Энтин и понял, что отшельник и был одной из ипостасей богини Каннон, вернувшейся на небеса. Осененный этим открытием Энтин возвратился к бревну с намерением вырезать из дерева статую богини. Двадцать лет он не решался приступить к работе, не будучи полностью уверенным в том, как выглядит многоликая и тысячерукая богиня. По истечении этого временного отрезка на священную поляну вышел воин-охотник по имени Сака-но-уэ Тамурамаро, занимающийся поисками оленя-самца для своей беременной жены. За двадцать лет сидения красноречие и сила убеждения монаха невероятно возросли. Он убедил охотника бросить свое бестолковое занятие, а вместе с женой перебраться в это священное место приобщиться молитвой к милосердной богине Каннон. Охотник вернулся к супруге без оленя, но вооруженный новым знанием. Под воздействием этого знания, он раскатал по бревнышку собственный дом и переселился на священную землю. Из появившихся стройматериалов и был воздвигнут первый храм около водопада. Энтин, обретший, наконец, вдохновение, создал скульптуру богини милосердия. И сам он, и скульптура, поселились во вновь отстроенном храме. Так появился храм Киемидзу-дэра.
Храм упоминается в письменных древнеяпонских источниках уже в 811 г. В этом же году комплекс перешел под покровительство императорского дома, весьма его почитавшего. Многолетние и нередкие для Японии тех лет междоусобные войны оставили свой след и в истории Киемидзу-дэра. Храм много раз горел и подвергался разграблениям. Самый сильный пожар случился в 1200г. Комплекс был восстановлен уже в 17в. по повелению сёгуна Токугава Иэмицу. Именно эти постройки сохранились до наших дней.
Описание храмового комплекса Киемидзу-дэра
Комплекс храмовых зданий весьма неоднороден по своему предназначению. Дело тут в японском менталитете. По статистике, 90% населения страны исповедуют синтоизм – коренную религию островов. При этом 85% считают себя буддистами. Две религии мирно сосуществуют в душе почти каждого японца, который одинаково комфортно чувствует себя и в буддистском храме и в синтоистской кумирне. Поэтому весь комплекс вкупе – и молельный зал, и пагода, и основной храм, где выставлено главное божество — богиня Каннон, и навес для колокола, и помещения, где хранятся сутры – в равной степени являются национальным достоянием Японии. Территория храмового комплекса занимает почти 13га, поэтому чтобы приобщиться к его древним таинствам, туристом необходимо озаботиться удобной и прочной обувью.
Комплекс поражает своей необычной конструкцией. Он как бы уступами спускается с вершины горы Отова, выставляя на всеобщее обозрение деревянные сваи и террасы. Существует даже японская поговорка, означающая «безоговорочно решиться на что-либо» - "Прыгнуть с балкона Киёмидзу". В наши дни данное деяние, как источник повышенного травматизма, официально запрещено.
При входе на территорию храма посетителей встречают стойла для лошадей 16 – 17вв. В этих постройках в прежние времена пришедшие поклониться богине Каннон оставляли своих коней. Архитектура сооружения выдержана в национальном стиле. Конюшни являются одними из немногих дошедших до нас творений японского зодчества той поры. По этой причине лошадиные стойла признаны национальной реликвией.
Далее идущая вглубь комплекса дорога приводит путников к воротам Нио мон. С каждой стороны ворот установлены четырехметровые, устрашающего вида статуи стражей ворот, которых еще называют каменными воинами — Нио. Фигуры стражей перебрались в Японию из индийской мифологии и представляют собой дэвов. По легенде, один из стражей произносит первую букву санскритского алфавита – «а», другой же сложил губы, артикулируя последнюю букву – «ум». Таким образом, даже дикие дэвы в священном месте познали всеобъемлющее учение Будды.
Следующее за воротами Ниомон сооружение - еще есть ворота, выделяющиеся богатством декора и уникальной конструкцией многоярусного крепления крыши и статуями дэвов – правда, меньшими по размеру. За ними расположена трехъярусная пагода, кстати, одна из самых больших в Японии. Уникальна конструкция консолей этой пагоды. Крыша каждого следующего этажа словно вырастает над кровлей предыдущего. В алтаре пагоды находится статуя Дайнити Нёрай - Великого Будды солнечного света. Рядом с пагодой расположилось здание, предназначенное для хранения буддийских сутр. Дом этот так и называется - Зал сутр. Примечательным является потолочная роспись зала, изображающая свернувшегося кольцами дракона.
Еще выше по склону можно увидеть храм основателей комплекса - Кайсандо, где по преданию обитают духи горного отшельника Гёэя и монаха Энтина. Это здание, пожалованное императором за победу над варварами, перевез сюда из г. Нагаока все тот же самурай-охотник Сака-но-уэ Тамурамаро.
Восточнее храма отцов-основателей стоят центральные ворота комплекса. Они отличаются черной черепичной крышей, покоящейся на восьми колоннах. Рядом с воротами бьет из земли живописный родничок, украшенный поверху головой дракона из бронзы.

Главный храм Хондо
Далее по курсу – главный храм комплекса – Хондо. Это – жилище одиннадцатиликой и тысячерукой богини милосердия Каннон, изображение которой и украшает главный алтарь храма. Рядом с богиней расположились Дзидзо Босацу — божество-покровитель детей и путников и Бисямонтэн — Бог сокровищ. По преданию, фигурки этих двух божеств вырезал монах Энтин параллельно с работой над статуей Каннон. По буддистским верованиям, богиня Каннон может принимать для спасения людских масс тридцать три различных ипостаси. Поэтому в Японии тридцать три храма посвящены богине. В каждом расположен свой неповторяющийся образ. Киёмидзу – шестнадцатый в этой нумерологии.
К главному храму примыкает просторная веранда на 8м выступающая над краем скалы. Отличительная черта и достопримечательность этой веранды – гигантские столбы-опоры, скрепленные без единого гвоздя. Всего опор – 139. В давние времена веранда служила местом для ритуальных танцев, в наши дни же здесь всегда многолюдно по другой причине. С этого места открывается великолепный обзор, так что древний культовый памятник служит многочисленным посетителям обзорной площадкой. Любопытно, что первоначально данное сооружение выступало частью императорского дворца из г. Нагаока. Когда столица страны была перенесена в современный Киото, постройка вместе с монархом тоже совершила путешествие, и одновременно с этим изменила свое прикладное значение, став частью храмовых сооружений.
Внешний вид, наблюдаемый в наши дни, главный храм комплекса обрел во время масштабных реставрационных работ первой половины 17в. Нависающая над верандой причудливой формы крыша покрыта деревом. Дранка для покрытия сделана из древесины дерева хиноки. Хондо является местом хранения эма – ритуальных табличек. Такие таблички преподносили храму богомольцы, просящие у богини избавления от хворей, удачи в делах и начинаниях, благополучного возвращения из морских торговых поездок. Связки эма хранятся во многих храмах Японии, но местное собрание воистину уникально. Пять табличек из этой коллекции объявлены правительством страны важной культурной ценностью и помещены в сокровищницу храма. Самыми значимыми из представленных здесь средневековых произведений искусства древних художников считаются эма "Лошадь и обезьяна" и "Могучий рыцарь Асахина меряется силой с демоном". Наиболее могучую из эма даже называть табличкой неудобно – ее размеры 2,67 на 3,60 м. Эта поистине монументальная картина изображает исполняющую ритуальный танец девушку. Девушка аккомпанирует себе на маленьком ручном барабане, а среди зрителей, созерцающих данное действо, можно заметить несколько европейцев и африканцев.
Другие постройки, прилежащие к Хондо
К востоку от Хондо расположен зал Будды Шакьямуни (Сякадо). Это сооружение отличают стены некрашеного дерева и белыми простенками под крышей коричного цвета. Среди ценителей японского искусства большой популярностью это здание пользуется из-за сохранившегося здесь со времен эпохи Камакура алтаря Сякадо с тремя фигурами Будды.
С севера к Сякадо примыкает маленькая часовня. Достопримечательность часовни - изваяние Нисики-но Дзидзо – Дзидзо. Статуя обращена лицом к Западу, именно там по буддийским воззрениям находится рай.
По-соседству находится Зал Будды под названием Амидадо. В этом зале хранится изваяние милосердного Будды Амида и статуи Никко Ботхисатвы и Гэкко Ботхисатвы - Будды солнечного света и Будды света лунного.
Между Амидадо и Сякадо примостился небольшой зальчик Ста Дзидзо, на алтаре которого стоят более 200 статуэток бодхисаттвы Дзидзо - покровителя путешественников, беременных женщин и детей.
Рядом выстроен Сокровенный храм, содержащий главную святыню комплекса – каменную статую Каннон, она «живет» в центре зала в наполненной водой купели. Поверье гласит, что если во время молитвы по божественному лику пробежит слеза - это верный признак того, что Каннон явила к кому-то свое милосердие и полностью очистила его или ее душу от скверны.
Водопад Киемидзу-дэра
И, разумеется, никак нельзя пройти мимо давшего имя храму водопада. Сейчас водопад заключен в три деревянные трубы и тремя струями ниспадает с крыши построенного специально для него сооружения, с веранды которого очень удобно зачерпнуть священной воды. Посетители храма с удовольствием предаются этой процедуре, нисколько не пугаясь мифического существа, охраняющего водопад - Фудо мёо. Фудо Мёо – буддистское божество огня. Почему ему доверили охранять воду, европейцу и христианину не совсем понятно. Но с работой своей страж справляется великолепно. Божество это имеет такой отвратительный и пугающий внешний вид, что злые духи устрашаются и брезгуют приблизиться к чистым живительным струям. Ритуал очищения, проведенный под сенью водопада, обновляет душу, наполняет ее покоем и умиротворением. Водные процедуры в водопаде позволяют почувствовать единение с богиней милосердия.
Священные камни
Знаменит комплекс и своими священными камнями. Один из них – буддистский. Это один из легендарных камней Будды. Он расположен в одном из храмовых залов и путь к нему лежит через неосвещенный туннель. На поверхности этого камня видны отпечатки ступней Будды и более мелкими рельефными изображениями, в том числе буддийский символом "Колесо Закона" с восемью спицами. По преданию, сей камень способен очистить человека от всех, даже самых тяжелых, грехов. Два других камня расположены в синтоистской кумирне Духа Земли Дзисю-дзиндзя.
Здесь же проживают еще несколько духов, один из которых – Дух Любви - Оконинуси-но-Микото. Именно этому духу посвящены два других священных камня, расположенных в кумирне, метрах в 18 друг от друга. Страждущий приобщиться к большой и чистой любви, обрести счастье в браке, должен с закрытыми глазами преодолеть разделяющее камни расстояние. Проделать это в одиночку чрезвычайно трудно. Впрочем, пользоваться посильной помощью проводника не возбраняется. Только тогда, считается, что всепоглощающая любовь будет ниспослана также при помощи посредника – свахи, брачного агентства и т.п.
Послесловие
Киотцы, да и все японцы, не говоря уже о вездесущих любопытных туристах, которых тысячи и тысячи ежегодно сюда стекается, не просто почитают, а искренне любят Храм Чистой Воды. Не стихает людской поток жаждущих приобщения к дарам милосердной богини. Совершенно недаром местные жители именуют Киемидзу «храмом для всех».

Комментариев нет:

Отправить комментарий