Самые большие в мире гипсовые пещеры — на Подолье
...«Шрамы» на теле «Атлантиды» будут сопровождать нас на протяжении почти всего маршрута: первозданной красоты, открывшейся юным спелеологам в 1969-м, уже никто не увидит...
По данным интернет-опроса, два из семи природных чудес Украины — Днестровский каньон и Подольские Товтры — получили «прописку» на Подолье. Однако от пристального глаза опрошенных удалось спрятаться под землю еще одному подольскому феномену — гипсовым пещерам с бесконечными лабиринтами, залами сказочной красоты, подземными ручьями и озерами. И это неудивительно. О существовании под живописными подольскими ландшафтами погруженного в вечный мрак мира карста, масштабы которого трудно поддаются воображению, знает ограниченный круг лиц. Но именно в этих краях расположены наибольшие в мире гипсовые пещеры Оптимистическая и Озерная. По состоянию на 2001 год общая длина решетчатого лабиринта Оптимистической составляла 213 км. Только система известняковых пещер Флинт-Мамонтова в США превышает этот показатель (341 км).
Лишь часть подольских природных подземелий открыта, в большей или меньшей степени исследована. Остальные — terra incognita, которая ждет первооткрывателей. И поиск продолжается. В 2011 году хмельницкие спелеологи открыли еще одно ответвление пещеры с таинственным названием «Атлантида», расположенное на околице с. Завалье недалеко от Каменец-Подольского. А впоследствии эта часть Атлантиды открыла свои первозданные красоты и для нас — четырех туристов из г. Киева. Инициатор и организатор подземного путешествия, одна из тех, кто в 1968-1969 годах открыли Атлантиду, Лариса Кононова, предварительно договорилась со своими коллегами из Хмельницкого о посещении пока еще закрытого для туристов ответвления пещеры. В с. Завалье добрались почти к двум часам ночи, и то благодаря мобильной связи, которая была у руководителя спелеоклуба Александра Щербицкого, ожидавшего нас. Ведь не зная дороги, ориентироваться темной ночью между Каменец-Подольским и Завальем непросто. А на следующий день Атлантида открыла перед нами свои двери. Открыла в прямом смысле, ведь в последние годы пещеру защищают от окончательного разграбления.
«История Атлантиды началась с 1968 г., когда черные отверстия в вертикальной стене карьера привлекли внимание юных киевских спелеологов, — начала короткий экскурс в прошлое Лариса Ефимовна. — В течение нескольких экспедиций, которые возглавлял руководитель детского спелеоклуба Валерий Рогожников, в одном из отверстий был откопан замытый глиной ход, и 11 июля 1969 года воспитанник спелеоклуба Михаил Миронов первым попал в зал, названный первооткрывателями «Радость». Впрочем, впоследствии пещера, которая благодаря трехъярусной структуре, разнообразию форм, размерам и краскам гипсовых кристаллов на стенах считалась одной из самых красивых в Европе, из-за своей доступности стала объектом разграбления и вандализма. Сбитые с ее стен кристаллы в большом количестве продавали на базарах Каменец-Подольского, Хмельницкого, Тернополя, Киева».
Нам необходимо было открывать для себя уже открытое. И заняло наше путешествие в необычное всего пять часов. Сначала пришлось несколько метров ползти по горизонтальной щели высотой 40-50 см. Потом уже на двух ногах попали в зал «Радость». Дальше — так называемый спуск альпинистов в нижний ярус пещеры. Свет фонариков выхватывает из мрака высокий свод, на стенах искрится мелкокристаллический гипс. А при более внимательном рассмотрении заметны многочисленные «шрамы» — следы сбитых со стен больших кристаллов и их сростков. Такие «шрамы» на теле пещеры будут сопровождать нас на протяжении почти всего маршрута. Первозданной красоты, открывшейся спелеологам в 1969-ом, уже никто не увидит.
Вокруг — многочисленные ответвления, но гиды уверенно ориентируются в запутанном лабиринте. Попался на пути и экстремальный участок: узкую и глубокую вертикальную щель пришлось проходить на распоре, выбирая в качестве опоры небольшие выступы на ее стенках. Но вот под ногами — твердая поверхность, а подземная галерея выводит в очередной зал. Врассыпную расходится несколько ответвлений, и первопроходцам было над чем ломать голову. «Наше» через несколько сотен метров расширяется, а слева, в стене, чернеет почти незаметное отверстие. Именно в него и полез наш гид Юрий. Он один из тех, благодаря энтузиазму и настойчивости которых был расчищен проход, и именно Юрий один из первых попал в зал первозданной красоты.
Почти весь путь — несколько сотен метров — приходится ползти по мокрому глинистому дну узкого хода. В местах, где дно и свод хода почти смыкаются, прокопаны в глине неглубокие траншеи. Изредка встречаются небольшие расширения, где можно если не встать на выпрямленные ноги, то по крайней мере посидеть. На стенах уже сияют нетронутые кристаллы гипса. Нас предупреждают, что к ним нельзя даже прикасаться: ведь от многочисленных прикосновений эта красота тускнеет.
Но вот лаз неожиданно расширился, перемазанные с головы до ног глиной, мы очутились в зале. Он не впечатляет своей грандиозностью: при значительной площади лучи фонариков постоянно упирались в невысокий свод. Но изюминкой гипсовых пещер являются кристаллы. Стоило направить фонарики на поверхности пещеры, как они сразу же вспыхивали тысячами блесток. Их будто щедро украсили бриллиантами. Лучше рассматривать эту красоту вблизи, переводя взгляд с обильно украшенных небольшими кристаллами участков стен на сростки значительно больших по размерам кристаллов, а затем на плафоны — полупрозрачный поликристаллический гипс янтарного цвета. Если к его поверхности приложить фонарик или осветить вблизи, то он как будто излучает изнутри мягкий свет. Скопление совсем мелких кристаллов невозможно отличить от изморози. Кое-где стены такого чисто белого цвета, словно они из свежего снега. Такой была и вся Атлантида, пока в ней не похозяйничали вандалы. В одном месте луч выхватил из темноты созданное неисчерпаемой фантазией природы чудо — хрустальную «люстру», а рядом — украшенная самоцветами «пирамида». Настоящий рай для фотолюбителей! Однако кристаллы приходилось фотографировать при свете фонариков: фотовспышки искажают передачу цвета.
...Для обратного пути гиды выбрали более короткий маршрут. И вскоре мы уже были у выхода пещеры, сожалея о том, что время пребывания в сказке пролетело так быстро и незаметно, а за дверью будет непроглядная ночь.
...«Шрамы» на теле «Атлантиды» будут сопровождать нас на протяжении почти всего маршрута: первозданной красоты, открывшейся юным спелеологам в 1969-м, уже никто не увидит...
По данным интернет-опроса, два из семи природных чудес Украины — Днестровский каньон и Подольские Товтры — получили «прописку» на Подолье. Однако от пристального глаза опрошенных удалось спрятаться под землю еще одному подольскому феномену — гипсовым пещерам с бесконечными лабиринтами, залами сказочной красоты, подземными ручьями и озерами. И это неудивительно. О существовании под живописными подольскими ландшафтами погруженного в вечный мрак мира карста, масштабы которого трудно поддаются воображению, знает ограниченный круг лиц. Но именно в этих краях расположены наибольшие в мире гипсовые пещеры Оптимистическая и Озерная. По состоянию на 2001 год общая длина решетчатого лабиринта Оптимистической составляла 213 км. Только система известняковых пещер Флинт-Мамонтова в США превышает этот показатель (341 км).
Лишь часть подольских природных подземелий открыта, в большей или меньшей степени исследована. Остальные — terra incognita, которая ждет первооткрывателей. И поиск продолжается. В 2011 году хмельницкие спелеологи открыли еще одно ответвление пещеры с таинственным названием «Атлантида», расположенное на околице с. Завалье недалеко от Каменец-Подольского. А впоследствии эта часть Атлантиды открыла свои первозданные красоты и для нас — четырех туристов из г. Киева. Инициатор и организатор подземного путешествия, одна из тех, кто в 1968-1969 годах открыли Атлантиду, Лариса Кононова, предварительно договорилась со своими коллегами из Хмельницкого о посещении пока еще закрытого для туристов ответвления пещеры. В с. Завалье добрались почти к двум часам ночи, и то благодаря мобильной связи, которая была у руководителя спелеоклуба Александра Щербицкого, ожидавшего нас. Ведь не зная дороги, ориентироваться темной ночью между Каменец-Подольским и Завальем непросто. А на следующий день Атлантида открыла перед нами свои двери. Открыла в прямом смысле, ведь в последние годы пещеру защищают от окончательного разграбления.
«История Атлантиды началась с 1968 г., когда черные отверстия в вертикальной стене карьера привлекли внимание юных киевских спелеологов, — начала короткий экскурс в прошлое Лариса Ефимовна. — В течение нескольких экспедиций, которые возглавлял руководитель детского спелеоклуба Валерий Рогожников, в одном из отверстий был откопан замытый глиной ход, и 11 июля 1969 года воспитанник спелеоклуба Михаил Миронов первым попал в зал, названный первооткрывателями «Радость». Впрочем, впоследствии пещера, которая благодаря трехъярусной структуре, разнообразию форм, размерам и краскам гипсовых кристаллов на стенах считалась одной из самых красивых в Европе, из-за своей доступности стала объектом разграбления и вандализма. Сбитые с ее стен кристаллы в большом количестве продавали на базарах Каменец-Подольского, Хмельницкого, Тернополя, Киева».
Нам необходимо было открывать для себя уже открытое. И заняло наше путешествие в необычное всего пять часов. Сначала пришлось несколько метров ползти по горизонтальной щели высотой 40-50 см. Потом уже на двух ногах попали в зал «Радость». Дальше — так называемый спуск альпинистов в нижний ярус пещеры. Свет фонариков выхватывает из мрака высокий свод, на стенах искрится мелкокристаллический гипс. А при более внимательном рассмотрении заметны многочисленные «шрамы» — следы сбитых со стен больших кристаллов и их сростков. Такие «шрамы» на теле пещеры будут сопровождать нас на протяжении почти всего маршрута. Первозданной красоты, открывшейся спелеологам в 1969-ом, уже никто не увидит.
Вокруг — многочисленные ответвления, но гиды уверенно ориентируются в запутанном лабиринте. Попался на пути и экстремальный участок: узкую и глубокую вертикальную щель пришлось проходить на распоре, выбирая в качестве опоры небольшие выступы на ее стенках. Но вот под ногами — твердая поверхность, а подземная галерея выводит в очередной зал. Врассыпную расходится несколько ответвлений, и первопроходцам было над чем ломать голову. «Наше» через несколько сотен метров расширяется, а слева, в стене, чернеет почти незаметное отверстие. Именно в него и полез наш гид Юрий. Он один из тех, благодаря энтузиазму и настойчивости которых был расчищен проход, и именно Юрий один из первых попал в зал первозданной красоты.
Почти весь путь — несколько сотен метров — приходится ползти по мокрому глинистому дну узкого хода. В местах, где дно и свод хода почти смыкаются, прокопаны в глине неглубокие траншеи. Изредка встречаются небольшие расширения, где можно если не встать на выпрямленные ноги, то по крайней мере посидеть. На стенах уже сияют нетронутые кристаллы гипса. Нас предупреждают, что к ним нельзя даже прикасаться: ведь от многочисленных прикосновений эта красота тускнеет.
Но вот лаз неожиданно расширился, перемазанные с головы до ног глиной, мы очутились в зале. Он не впечатляет своей грандиозностью: при значительной площади лучи фонариков постоянно упирались в невысокий свод. Но изюминкой гипсовых пещер являются кристаллы. Стоило направить фонарики на поверхности пещеры, как они сразу же вспыхивали тысячами блесток. Их будто щедро украсили бриллиантами. Лучше рассматривать эту красоту вблизи, переводя взгляд с обильно украшенных небольшими кристаллами участков стен на сростки значительно больших по размерам кристаллов, а затем на плафоны — полупрозрачный поликристаллический гипс янтарного цвета. Если к его поверхности приложить фонарик или осветить вблизи, то он как будто излучает изнутри мягкий свет. Скопление совсем мелких кристаллов невозможно отличить от изморози. Кое-где стены такого чисто белого цвета, словно они из свежего снега. Такой была и вся Атлантида, пока в ней не похозяйничали вандалы. В одном месте луч выхватил из темноты созданное неисчерпаемой фантазией природы чудо — хрустальную «люстру», а рядом — украшенная самоцветами «пирамида». Настоящий рай для фотолюбителей! Однако кристаллы приходилось фотографировать при свете фонариков: фотовспышки искажают передачу цвета.
...Для обратного пути гиды выбрали более короткий маршрут. И вскоре мы уже были у выхода пещеры, сожалея о том, что время пребывания в сказке пролетело так быстро и незаметно, а за дверью будет непроглядная ночь.