Тимбукту в Мали - песочный город


На языке туарегов, жителей дельты африканской реки Нигер, «тим» означает колодец. Колодец же в Сахаре, одной из самых засушливых пустынь земного шара – это не только место, где из земли можно добыть воду, это – жизнь. По легенде, в незапамятные времена жила в излучине Нигера старая женщина по имени Букту. Женщина отличалась редким гостеприимством, поэтому арабские торговцы, ведущие караваны на север континента, с удовольствием становились на отдых у ее колодца. Со временем здесь выросло поселение, увековечившее Букту и ее колодец – легендарный город древности Тимбукту. Город был основан туарегами около тысячи лет назад и пережил расцвет, завоевание чуждыми племенами, упадок и длящееся до сих пор прозябание.

Расцвет
Период расцвета Тимбукту начался с покорения верховьев Нигера народом малинке (мандинго). У колодца устроили себе постоянное место жительства берберы-мусульмане, черные рабы и арабские торговцы, поселившиеся каждый в своей части города. Благодаря удобному географическому положению, Тимбукту быстро становился развитым торговым центром. Сюда привозились золотой песок, слоновая кость, кожа, орех колы, рабы и другие товары для отправки через Судан в северном направлении. В южном направлении в город поставлялись соль, шелковые ткани и другие предметы восточной роскоши.
Период наибольшего расцвета Тимбукту связан с именем правителя Мали (мансы) первой трети 14в по имени Мусса. Возвращаясь в 1325г. из хаджа в Мекку, манса решил надолго остановиться в городе. По его приказу здесь выстроили не дошедший до наших дней царский дворец, а также великолепные мечети. Именно тогда была возведена одна из достопримечательностей Тимбукту - мечеть Джингеребер.

Мечеть Джингеребер
Мечеть, как и большинство старинных зданий города, выстроена в так называемом «суданском стиле». Данную архитектуру характеризуют постройки из сырцового кирпича или из камней на глиняном растворе. Для суданского стиля отличительными чертами являются пилястры, расчленяющие фасады зданий, башни и минареты конические, или в форме усеченной пирамиды, главное визуальное отличие - торчащие наружу балки перекрытий. Снаружи такое строение весьма схоже с куличиком из песка, утыканным по наружным плоскостям спичками.
Мечеть Джингеребер в плане представляет собой четырехугольник. У нее плоская крыша, здание украшено глинобитными колоннами. Невысокий сужающийся кверху минарет снабжен поверху глиняными башенками. Верхушка минарета сильно пострадала от времени и непогоды. Углы здания содержат многочисленные башни в виде голов сахара, сделанные из той же глины. Во дворе мечети большое место занимает арабское кладбище.

В 15в Тимбукту становится видным центром торговли континента. Главные товары - текущие навстречу друг другу соль и золото. В процветающем городе открылся университет, состоящий из 180 медресе. В лучшие годы он вмещал до 2000 студентов. Город наполнили арабские ученые и книжники. Тимбукту был знаменитейшим учебным центром мусульманской части Западной Африки. Местные ученые завоевали непререкаемый авторитет в области риторики, правоведения, толкования Корана и медицины. Кроме того, они собрали обширную библиотеку. Остатки былой роскоши до сих пор хранятся в городе, насчитывающем, кроме государственных, более 60 частных библиотек и книжных коллекций. Здесь и сегодня можно найти античные греческие манускрипты.

Одно из древнейших медресе города находилось при мечети Санкоре, чей приземистый пирамидальный минарет поныне выделяется на общегородском фоне, в северо-восточной части поселения.

Мечеть Санкоре
Архитектурное решение мечети было создано андалузским поэтом Эс-Сахели. Квартал, где расположено строение, изначально был заселен крупными солеторговцами. Отличительная черта Санкоре – ее фасад. Декоративно вынесенные вперед, выступающие угловые столбы из обожженной черепицы украшены выступающими же капителями. Входные двери в мечеть, северо-восточную часть которой все сильнее засыпает песок, убраны древним мавританским орнаментом. Как и мечеть Джингеребер, Санкоре была полностью перестроена в 16в.
К 1492г. Тимбукту вошел в состав Сонгайской империи, достигшей наибольшего расцвета при правителе Мухамаде Аския. Во времена его правления в город съехалось большое количество ученых и мудрецов из Мекки и Каира, которых просвещенный монарх приближал к своему двору, сделав своими советниками. Приезжие с запада континента, из Магриба, на невольничьих рынках города выменивали рабов на сахарскую соль.

Упадок Тимбукту
Период процветания закончился для города в 1591г. Тимбукту был захвачен воинами марроканского султана, вооруженными невиданным здесь огнестрельным оружием. Цвет местного общества – ученых и книжников обвинили в предательстве и либо истребили, либо угнали в Марокко. Для защиты от набегов кочевников-берберов, султан оставил в городе вооруженный гарнизон, однако он, зачастую, не справлялся со своими обязанностями, и берберы захватывали и разграбляли город. Город постепенно хирел, количество его жителей потихоньку сходило на нет. Так продолжалось до 1893г., когда Тимбукту захватили французские колонизаторы.

Титмбукту и европейцы
Со времен великих географических открытий по Европе ходили слухи о городе в Африке, колыбели золота и мудрости – Тимбукту. Невероятно, сказочно богатым называли в своих записях этот город купцы постсредневековья. Наибольшие сведения почерпнули европейцы из записей Лео Африкануса, арабского торговца, жившего в первой половине 16 века. Он торжественно называл город «королевой пустыни» и описывал его, как поселение, улицы которого вымощены золотыми слитками, а жители – мудрецы и ученые. Европейцы, охочие и до золота, и до мудрости, неутомимо искали это вожделенное место. Французское Географическое общество даже объявило награду в 10000 франков тому европейцу, кто сумеет побывать в африканском Эльдорадо. Существенная оговорка: чтобы получить приз, необходимо было вернуться из путешествия живым. Мусульманские торговцы долгое время хранили местоположение города в секрете, поэтому случайно забредшие сюда европейцы обязаны были или принять ислам и натурализироваться, или умереть.
Первым попытку отыскать город официально предпринял британский офицер Александр Ленг. Целью и задачами его было не только обнаружить Тимбукту, но и подчинить его Британской короне. Заносчивый и самоуверенный, как всякий белый человек в Африке тех лет, в 1825г. он отправляется в экспедицию, одетый в парадный мундир гвардии Его Величества. Большей ошибкой было бы, наверное, только появиться у меккийской Каабы в сверкающих сапогах, шляпе и с вызолоченным крестом наперевес. В результате гордый британец вожделенный город все-таки нашел, но это стало последним деянием в его жизни. Загадочное исчезновение Ленга только подогрело интерес европейцев к тайне Тимбукту.

По следам англичанина отправляется француз Рене Кайо. Выучив арабский язык и обычаи мусульман, ему удается войти в «сказочный» город. И что же видит первооткрыватель «королевы пустыни»? Жалкие лачуги, мусор и грязь – вот все, что осталось на этом месте от золотого просвещенного века. Великая европейская мечта об обретении мудрости и богатства рухнула. Что не помешало практичным французам захватить город и объявить его подданным республики.

К началу 20в Тимбукту превратился в вымирающий город, каким до сих пор и является. В первые годы века 21-ого население Тимбукту не достигало и 40 тысяч человек. О былом великолепии напоминают только старые дома, практически не претерпевшие изменений со времен расцвета города.

Архитектура старой части Тимбукту
Жилые дома 15 и 16вв постройки характеризуются узкими карнизами и фризами из песчаника или обожженной черепицы, горизонтально разделяющими фасады. Самые старые постройки щеголяют традиционными, искусно выпиленными полуциркульными мавританскими окнами по образцу марокканских. Деревянный дверной проем украшен искусными резными узорами, выкрашенными в красный и зеленый цвета. Перед входом в жилую часть дома располагается просторный вестибюль без окон. Стены обычно покрыты белой или светло-голубой краской, глинобитные полы присыпаны свежим песком, которого в пустыне всегда с избытком, в отличие от дерева. Крыши домов, поэтому, выложены короткими жердями.
Эти дома, мечети, да мудрость веков, изложенная в древних книгах, позволили ЮНЕСКО объявить Тимбукту объектом мирового наследия человечества. Было это в 1989г, а в 2000г. правительство крошечного, но чрезвычайно благополучного европейского государства Люксембург, совместно с рядом международных фондов, инициировали проект по изучению письменного наследия древнего города. В Тимбукту и его окрестностях до сих пор хранятся сотни тысяч рукописей, самые старые из которых восходят к 12в. Большинство трактатов написаны на арабском языке или на языке фула исламскими учеными, и посвящены астрономии, музыке и биологии. Велико также количество религиозной литературы и книг по вопросам нравственности и благочестия.

Даже вмешательство ЮНЕСКО не делает эту землю счастливее. Пустыня мало-помалу обратно отвоевывает территорию, некогда отобранную у нее людьми. Исследования журнала «Forbes» ставят Тимбукту в первую десятку городов, могущих к концу нашего века исчезнуть с лица земли. Горожанами, правительством Мали принимаются меры, способные отогнать пески и снова сделать землю зеленой, в частности, высаживая деревья. Но усилия эти малоэффективны, некоторые части города уже наполовину засыпаны песком…

Комментариев нет:

Отправить комментарий